Народные приметы на урожай

Русские крестьяне сложили тысячи пословиц и примет, содержащих советы, как вести сельское хозяйство. Это была своеобразная народная энциклопедия земледелия. Только о севе существуют десятки изречений: «До поры до времени не сеют семени», «Кто рано сеет, семян не теряет», «Днем раньше посеешь — неделей раньше пожнешь», «Весною час упустишь — годом не наверстаешь», «Всякое семя знает свое время», «Зяблые семена всегда поздно всходят», «Ранний пар родит пшеничку, а поздний — метличку», «Ранний посев к позднему в амбар не ходит», «Землю согрело, не опоздай с посевом».

Приметы связывали срок сева с живым календарем природы: «Жаворонок запел — пора выходить на пашню», «Сей ячмень, когда загудит слепень», «Молодые галчата [грачата] кричат — время сеять овес», «Лягушка квакчет — овес скачет», то есть можно его сеять. Крестьяне определяли время для посева ржи появлением рыжиков, побегов на корневище чернобыля, для сева гречихи — когда зацветала ольха, пшеницы — черемуха, ячменя — калина.

Сельские труженики говорили: «Сей пшеницу, когда весна стоит красными днями», «Сей овес до распускания осин», «Самый поздний посев овса, когда зацветут яблони», «Земляника красна — не сей напрасно овса», «Рябина зацветет — пора сеять лен», «Сей лен на легких землях, когда распускаются почки на дубах», «Ко¬гда на елке шишки красные, а на сосне зеленые — сей ячмень», «Гречиху сей, когда трава [роса] хороша», «Когда распускается дуб — сей горох». Время сева определяли состоянием земли: вспахав и переворотив пласт, брали землю в руку. Если она слипалась в комок, то пахать рано — земля сырая, а если рассыпалась — время пахать.

Земледельцы нередко догадывались, что урожай зависит не от молитв, а от семян и» удобрений: «Какое зерно, такой и сноп», «Старые семена вырождаются», «Доброе семя — добрый и всход», «Без назема-батюшки не жди хлеба от землицы-матушки», «Земля навоз помнит», «Удобряй щедрей поля — наградит тебя земля», «Удобряй землицу — снимешь пшеницу», «Клади навоз густо — в амбаре не будет пусто», «Рожь говорит: „Сей меня в золу да в пору», а овес говорит: „Топчи меня в грязь, так буду князь»» и т. д. Пословицы отмечали тяжелый труд землепашца: «Не польешь земли потом, не уродит земля рожь», «Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится», «В пашне огрехи — а на кафтане прорехи», «Мни лен доле — волокна будет боле».

В  деревне  знали  сроки произрастания   растений: «В цвету трава — косить пора», «Перестоялась трава — не сено, а труха», «Рожь две недели зеленится, две неде¬ли колосится, две недели наливает, две недели подсыхает да две недели поклоны бьет, жать себя просит, торопись, говорит, а то зерно уплывет», «Лен две недели цветет, четыре недели спеет, а на седьмую семя летит». Еще только начиная сеять, крестьянин уже думал о том, что принесет ему весна. «Если весною дружно тает снег и дружно бежит вода, то лучше уродятся яровые хлеба раннего посева», потому что земля, промоченная на значительную глубину, создаст хороший запас влаги для яровых. «Осень ненастная — к урожаю», «Снежная зима — хороший рост трав».

Одни приметы радовали крестьянина, другие страшили — как предвестье надвигающейся засухи или града.

«Сильная роса — к урожаю», — говорили крестьяне. «Коли в мае дождь —будет и рожь», «Если уродится рябина, то рожь будет хороша, если уродится черемуха, то плоха». Сельские жители примечали, как зацветает колос: снизу, с середины или сверху. Чем Ниже, тем дешевле будет хлеб, говорили в старину, чем выше, тем дороже. Здоровый и обильный колос должен зацветать снизу, тогда урожай будет богатый, а чем выше зацветает, тем меньше зерна соберут. «По соломе жита не узнаешь», — сокрушался крестьянин. «Не верь гречихе в цвету, верь в закрому», «Коли есть метла да костра — будет хлеба до Петра [12 июля1], а синец да звонец [названия разных трав] — хлебу конец». Крестьянин осторожно советовал предсказывать урожай: «Взошли хлеба — не дивись, налились хлеба — не хвались, хлеб на току — про урожай толкуй», «Хвали урожай, когда в сусек засыпаешь».

Академик Е. Н. Павловский считал, что при рассмотрении истоков науки о природе следует учитывать па¬мятники народного творчества. «Благодаря вековым наблюдениям жизни природы и учета результатов сельскохозяйственной работы в конкретных условиях минувших лет складывались более или менее обоснованные приметы,— писал Е. II. Павловский. — Календарное пользование ими позволяло рассчитывать на урожай сельскохозяйственных культур и на ожидаемую погоду.

Такие приметы получали даже прямой характер календаря, ко¬торым люди руководствовались в практике производства различных сельскохозяйственных работ»2. Ученый объяснял это тем, что в основу верных примет положены наблюдения, связывающие последовательность или одно¬временность проявления жизни природы в весьма различных ее формах. Он видел в рациональных приметах как бы народную фенологию — отрасль биологии, изучающую периодичность явлений в жизни растений и животных, в их взаимной связи и зависимости от факторов внешней среды, прежде всего климата. Так, в Ленинградской области начало сокодвижения в березе означает переход к устойчивой температуре плюс 5 градусов, цветение черемухи совпадает с ранней посадкой картофеля и капусты, а начало кладки яиц капустной мухи — с началом цветения вишни.

В народном календаре отмечены сроки цветения груши, яблони, созревания малины, земляники, начала листопада, прилета грачей, скворцов, жаворонков, трясогу¬зок, соловьев, вскрытия рек, отлета гусей, журавлей и другие сезонные явления. Например: «Увидал грача — весну встречай», «Грач на горе — весна на дворе», «Грач на проталину, скворец — на прогалину», «Увидал скворца — знай: весна у крыльца», «Жаворонок к теплу, зяблик— к стуже», «Журавушка курлычет — о тепле весть подает». Прилет чаек и трясогузок совпадал с движени¬ем льдов на реках Средней России. Поэтому говорили: «Чайка прилетела — лед идет», «Трясогузка-ледоломка хвостом лед разбивает» и т. д.

Натуралисты так шутливо расшифровывали весеннюю песню овсяночки: «Покинь сани, возьми воз», летнюю: «Скинь кафтан, скинь кафтан», весеннее бормотание тетерева: «Продам шубу, куплю балахон», а осеннюю: «Продам балахон, продам балахон, куплю шубу».

Народные фенологические наблюдения не всегда правильны. Они связывают, например, появление инея, росы или ярких звезд с урожаем овса, проса, гороха. Примета «лебеди летят — к снегу» устанавливает несуществующую связь между цветом оперения птиц и снегом по принципу: подобное вызывает подобное.


chudopredki.ru

У Вас возникли дополнительные вопросы?
Будем рады помочь!